Критика - что это и нужна ли?

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О КРИТИКЕ:
1. Критика в чистом виде - это деструктив. По-любому. Каким бы тоном и какими бы словами это ни было сказано. Это перечеркивает все усилия и старания человека, унижает его достоинство и формирует комплексы, вызывает чувство вины, неполноценности. Проще говоря: разрушает. Если вы подверглись критике ради критики, вроде "ты что идиот?" или "ты всё неправильно делаешь", "это ужасно" - не расстраивайтесь. Скорее всего человек просто хочет поднять свою самооценку за чужой счет. Его мнение скорее всего некомпетентно и не имеет ценности. Игнорируйте такие замечания, а еще лучше - не общайтесь с такими людьми вовсе.
2. Если без критики совсем никуда, используйте норму "критикуя-предлагай". Это тоже деструктив, но с возможностью развивающего диалога. Компетентное предложение, профессиональная рекомендация - важнейший элемент развития. Они обязывают к компетентности критика и конструктивному диалогу, которые могут помочь человеку исправить ошибку (если она действительно есть). В таком случае цель - исправление ошибки, а не оскорбление собеседника.
3. Помните, что человек, к которому вы пришли с критикой и предложением имеет полное право вас не слушать и не вступать в диалог. Поэтому прежде чем предложить свою помощь, убедитесь, что человек готов выслушать ваши аргументы и говорить. В этом вам поможет способность держать тему беседы, не переходя на личности и этичная подача своей точки зрения. Помните, что ваше мнение необязательно компетентное и авторитетное. Вы можете ошибаться, как и любой человек на планете. Поэтому уважайте собеседника, его позицию и воздержитесь от обид в случае, если вам отказали в диалоге или если вам возразили. Учитесь доносить свои аргументы корректно, а не "мокрой тряпкой по лицу".
4. Если вы стремитесь к лэвэлу повыше, старайтесь не использовать критику вовсе. Помогать, рекомендовать и исправлять ошибки можно без указания на них и без перечеркивания трудов человека. Можно предложить человеку усовершенствовать то, что есть, вместе изучить результаты и помочь ему самому пройти рефлексию и сделать свои личные выводы. Такой способ гарантирует наилучший результат и укрепление партнерских отношений, взаимную помощь и поддержку. Ключевую роль тут играет не сама допущенная ошибка, а новые результаты, лучшее качество - то есть развитие.
Заключение: чаще всего люди критикуют не ради того, чтобы помочь, поддержать, вместе добиться лучшего результата, а ради того, чтобы проучить, вызвать чувство вины, ткнуть пальцем в чужое несовершенство. Следует помнить, что это не помогает никому. Ни критику, ни критикуемому. Помогает только решение проблемы, усовершенствование исследуемого предмета, исправление ошибок, а не акцентирование на них.

Комментарии

Популярные сообщения